понедельник

Тренды нового воспитания в ОУ Иркутской области: изменение в методической работе муниципальных системах образования

Костюченко Л.А., директор МБОУ ДПО
Центр развития образования города Саянска

В общем значении тренды понимаются как новые веяния, изменения, которые способны повлиять на стиль жизни общества, на способы социального взаимодействия, научно-технологический прогресс, политическую и экономическую жизнь. Тренды нового воспитания – это тенденции, изменения в системе российского образования, являющиеся индикатором ценностного и морально-нравственного состояния российского общества и государства,  направленные объединение россиян в единую историческо-культурную и социальную общность.
Изменения в системе воспитания детей Иркутской области детерминированы реализацией единой  «Концепции воспитания детей Иркутской области», предусматривающей пересмотр моделей воспитания и создание Программ развития воспитательной компоненты во всех образовательных учреждениях Иркутской области.

Инновационность развития воспитательной компоненты заключается во введении новых образовательных стандартов общего образования, которые играют определяющую роль в формировании новой системы ценностей и ценностных ориентиров.
Сегодня, как показывает изучение уровня готовности методических служб к работе в формате реализации единой «Концепции воспитания детей Иркутской области», каждая муниципальная система образования выстраивает свой путь её реализации соответствии с разработанной Программой развития воспитательной компоненты. Вместе с тем, необходимо отметить общее для всех: механизмами, позволяющими воплощать идеи Концепции в практическую деятельность, являются инновации в сфере образования: инновации в содержании воспитания (ценностные отношения), инновации в организации воспитания (системно-деятельностный подход), неперсонифицированнный мониторинг (качество воспитания),  духовно-нравственное развитие как новое измерение,  в котором возможно дальнейшее развитие и эволюция.
Изученные материалы позволили определить актуальные тренды, меняющие ландшафт образовательного пространства Иркутской области и связанные с ними методические задачи и вызовы, которые стоят перед муниципальной методической службой. Татьяна Пирог, менеджер программы Intel «Обучение для будущего», отметила: «тренды — это уже существующие требования к педагогу, который работает в современных реалиях».
Потому  первый тренд - это новая профессионально-личностная позиция педагога. Мы определяем эту позицию как способ реализации педагогом собственных базовых ценностей в деятельности по созданию условий для развития личности ребенка. Гуманистический характер данной позиции определяется, во-первых, тем, насколько ценности гуманизма являются базовыми для педагога, а, во-вторых, тем, насколько адекватны ценностям избираемые педагогом формы, методы и средства воспитательной деятельности. Поскольку формирование профессионально-личностной позиции  напрямую зависит от характера обучения и профессионального совершенствования педагога, то в муниципалитетах разрабатываются инновационные  модели повышения квалификации, в соответствии с требованиями Стандарта, предъявляемые к педагогам: вхождение работников в систему ценностей современного образования, принятие идеологии ФГОС, освоение новой системы требований к структуре основой образовательной программе, овладение учебно-методическими и информационно-методическими ресурсами.   
Исходя из этого, вторым трендом определяем метапредметное содержание деятельности методической службы, направленное  на постижение педагогами нового статуса специалиста: способность к трансформации предметного содержания в деятельностно-коммуникативную форму, готовность к формированию у учащихся универсальных учебных действий, готовность к созданию гуманной развивающей среды в образовательном процесс. Меняется  парадигма дополнительного профессионального образования, частью которого является методическая работа, с «педагог – образованный человек» на «педагог человек культуры» (Л.И. Иванкина): не знающий и умеющий, а личность с собственной системой ценностей и нравственными принципами.  Примером может служить Реализация метапредметных (модульных) программ повышения квалификации «Содержание деятельности педагога в условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов» (город Саянск), или обучение действием через совместную работу педагогического колледжа города Черемхово и школы села Новогромово Черемховского района по разработке системы факультативных курсов по духовно-нравственному развитию школьников. («Духовные ростки» - начальная школа, «Наши истоки» - основная школа, «Ступени познания» - средняя школа).
Третья тенденция. Интерактивные формы работы во взаимодействии с педагогами (технологичность построения взаимодействия в работе с педагогами): Пролонгированный семинар, Школа отрытого образования взрослых; проектная неделя как новая технология, Профессиональная кооперация по подготовке педагогов к реализации ФГОС.
Четвертый тренд. Новая модель информационного сопровождения педагогов. Эту модель можно определить как одноконтурную: организованное взаимодействие оператора-методиста и педагога (педагогических коллективов), в модели определены приоритетные направления, методы, формы и средства в системе информационных услуг в соответствии с потребностями основных заказчиков. Вектор информационного сопровождения модели  направлен на  обеспечение оперативного и массового внедрения инновационной педагогической деятельности, иными словами «запрос» – «услуга». В основе её лежит единство трех функций: информирование об информационной ситуации, диагностика и консультирование. Это и корпоративный  (сетевой) каталог для информационного сопровождения  учреждений, и сетевая форма взаимодействия с педагогами – дистанционный  профессиональный круг, позволяющая педагогу одновременно работать с несколькими специалистами (Саянск, Центр развития образования), и онлайн-курсы (Ангарск, Усолье-Сибирское и др.), это социальные медиа,  Блоги, Wiki, подкасты, социальные закладки (Усольский район, Усть-Илимск). Проекты: «Приангарье. Учителя в сети». Это проект «Медиаобразование в школе», «Создание сетевого информационного пространства педагога» (кейсовая модель дистанционного образования», «Проектная деятельность в информационной образовательной среде XXI века» в рамках проекта «Intel® Обучение для будущего» (Зима, Куйтунский район, Усольский район, Усть-Илимск и др.) Стоит назвать  мобильное образование, включая мобильные обучающие платформы, а также использование в обучении возможностей планшетов и смартфонов, которые сегодня, пока планируются, но не используются в работе с учителями.
Пятый тренд. Вовлечение педагогов  в разработку инновационных проектов муниципального уровня, направленных на реализацию Программ развития воспитательной компоненты (ключевое дело: Луковый двор, фольклорный праздник «Лен-леночек», Качанный день – Черемховский район, интегративные события: Форум краеведов, Нобелевские чтения, арт-салон, виртуальный салон - Саянск). Так, на протяжении лет в городе Саянске действует   Молодежный саммит как орган ученического самоуправления, определяющий механизмы освоения школьниками позитивных норм и ценностей социального поведения. Необходимо отметить, что такие собрания не появляются сами по себе, этому предшествует большая методическая работа по готовности учителей к проведению не просто мероприятий, а событий, позитивно влияющих на развитие личности.
Сегодня, когда мы говорим, что обучение должно стать искусством содействия  стремлению школьников собственному развитию, особая роль отводится методической работе с учителем, направленной на формирование нового педагога - «человека культуры», способного формировать универсально-целостную, гармонично развитую личность, ведь никого нельзя привести туда, куда не дошел сам.

Комментариев нет:

Отправить комментарий