среда

Работа муниципальной методической службы в режиме развития - путь профессионального становления методиста
Костюченко Л.А., директор
МБОУ ДПО Центр развития города Саянска Иркутской области

Реализация государственной политики по формированию новой генерации учителей как новой общественной элиты требует создание новой системы воспроизводства кадров (их подготовки, переподготовки и повышения квалификации), что предполагает создание принципиально иной системы повышения квалификации, прежде всего, на муниципальном уровне, нацеленной не просто на профессиональное мастерство, а на формирование определенной педагогической позиции педагога, обеспечивающей воспитание и образование личности школьника. Поскольку формирование профессионально-личностной позиции педагога напрямую зависит от характера обучения и профессионального совершенствования педагога, то формирование новой профессионально-личностной позиции методиста, специалиста, непосредственно осуществляющего повышение квалификации педагогических работников в муниципальной системе образования, становится очевидным, потому как создать новую систему повышения квалификации способен специалист, готовый сам работать по-новому. Маршрут профессионального развития методиста Центра развития города Саянска определен программой развития Учреждения в соответствии с гипотетической моделью (рис.1): методист, с нашей точки зрения, – это специалист, осознанно включающийся в просвещение взрослых, с которыми профессионально связан, специалист, владеющий приёмами, методами научного исследования, культурой исследовательской работы, андрагог, консультант, организатор и исследователь.
Вот цель нового этапа развития Центра – поэтапное восхождение к новому состоянию Центра, предполагающему развитие открытой и развивающейся системы непрерывного образования взрослых педагогов, профессионально готовых к реализации Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения, способных обеспечить овладение каждым ребенком базовыми гражданскими и культурными ценностями. В соответствии с этим цель профессионального развития методиста – его восхождение к новой профессиональной позиции специалиста с высоким уровнем методологической культуры, новой культурой взаимодействия, способного формировать себя как человека образующего и готового к реализации собственных базовых ценностей в деятельности по созданию условий для развития личности педагога. Рис.1
Механизмами реализации новой целевой установки являются инновации В содержании деятельности 1. Инновационная деятельность сотрудников Центра как средство развития их профессионального роста. 2. Инновационная образовательная программа повышения квалификации педагогов города Саянска «Профессиональная культура педагогов», направленная на усиление инновационного потенциала учителя, образовательного учреждения в целом. В организации деятельности 1.Введение постоянно действующего семинара для сотрудников Центра «Вхождение в инновационную деятельность». 2.Введение новой формы повышения квалификации педагогов города Саянска - Школа открытого образования взрослых. 3.Введение новой формы повышения квалификации педагогов из близлежащих территорий – дистанционный профессиональный круг инициативных команд. В управлении 1.Переход к ресурсному управлению (использование инновационного потенциала сотрудников Центра для развития Центра). 2.Введение новой образовательной услуги для близлежащих территорий – формирование и реализация «заказов» на инновационные разработки. Стоит обратить внимание выбор нами проектной модели развития Центра – это модель субъективации образовательного пространства, предполагающая эффективное влияние инноваций Центра на систему образования г. Саянска, на нового субъекта повышения квалификации - инициативные команды из близлежащих территорий. «Под субъективацией понимаются особого рода практики, которые, будучи вызваны особого рода историческими проблематизациями, вызывают к жизни «перенастройку» субъектом самого себя… Это то, что можно было бы назвать „искусствами существования“. Под этим следует понимать продуманные и добровольные практики, посредством которых люди не просто устанавливают для себя правила поведения, но стараются изменить себя, преобразовать себя в собственном особом бытии…» (М.А. Гусаковский. Субъективация как феномен образования. http://www.bsu.by) Если рассматривать методиста как субъекта этой модели, то его профессиональное развитие носит внутрикорпоративный характер, осуществляется непосредственно в ходе инновационной преображающей деятельности и является фактором развития всей системы работы Центра. Другими словами, взращивание самого себя в процессе инновационной работы учреждения. В профессиональном развитии методистов Центра определены три направления: первое: непосредственная инновационная деятельность сотрудников Центра как условие формирования их методологической культуры. второе: инновации в системе повышения квалификации педагогов г. Саянска как условие формирования новой позиции специалиста Центра: способного формировать себя как человека образующего и готового к реализации собственных базовых ценностей в деятельности по созданию условий для развития личности педагога третье: инновации в повышении квалификации педагогов из близлежащих территорий как условие формирования новой культуры взаимодействия специалистов Центра. Тематика инновационных работ сотрудников Центра - «Организационно-правовая основа деятельности педагога в условиях введения ФГОС»; - «Новая идеология учебно-воспитательной деятельности педагога в ОУ» - «Психологическая культура как психологический и социокультурный феномен»; - «Аттестация как стимулирование профессионального развития педагогов»; - «Формирование IT-компетенции педагога как необходимое условие реализации ФГОС»; - «Духовно-нравственное воспитание и развитие личности школьника - основная задача ФГОС»; - «Учебно-методическое обеспечение образовательной деятельности педагога в условиях введения ФГОС». Инновации в структурных компонентов системы повышения квалификации педагогов города Саянска, являющиеся результатом профессионального развития работников Центра
По результатам диагностики профессионального развития педагогических работников Центра за 4 года реализации Программы развития отмечаем: 1. Готовность к инновационной деятельности: прирост по когнитивному компоненту - 34%, деятельностному – 46%, эмоционально-мотивационному – 38%. 2. Уровень исследовательской компетентности вырос у 65% работников Центра. 3. Готовность специалистов Центра к работе в условиях подготовки педагогов к введению ФГОС показал год прирост по критериям когнитивного аспекта от 34% до 93 %, мотивационного от 46 до 78 %, личностного от 54 % до 92%, технологического от 24 % до 67%. Основаниями подтверждения диагностических данных является следующее 1. Инновационная модульная программа ДПО (повышения квалификации) «Содержание деятельности педагога в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов», разработанная специалистами Центра. Наиболее востребованными стали в этом году «Работа с аудио и видео файлами возможности их использования в учебном процессе» (36), «Организационно-правовая основа деятельности педагога в условиях введения ФГОС» (24), «Новая идеология учебно-воспитательной деятельности педагога» (48), «Организация обучения и психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения» (24), «Методическое сопровождение педагогов дошкольных образовательных организаций в условиях введения ФГОС дошкольного образования (24), «Содержание деятельности помощника воспитателя (младшего воспитателя» (36). 2. Разработанное программно-методическое обеспечение каждого образовательного модуля. 3. Новые интерактивные формы повышения квалификации педагогов: пролонгированный семинар для педагогов дошкольного образования, Школа отрытого образования взрослых; проектная неделя как новая технология, Профессиональная кооперация по подготовке педагогов к реализации ФГОС, педагогическая вертушка, студийное обучение, интеллект-карт, дистанционный профессиональный круг, сетевой проект как форма повышения квалификации. 4. Разработанное нормативно-диагностическое сопровождение подготовки педагогов к работе в условиях ФГОС второго поколения. 5. 86% педагогических работников Центра прошли аттестацию на соответствие первой и высшей квалификационной категории. 6. Количество желающих педагогов обучаться по программам Центра развития выросло за три года от 50 до 317 человек, не считая 98 человек из близ лежащих территорий. Выше обозначенное является свидетельством качественно нового содержания деятельности методистов ЦРО города Саянска: учебно-методическая деятельность метапредметного содержания, направленная на постижение педагогами нового статуса специалиста: способность к трансформации предметного содержания в деятельностно-коммуникативную форму, готовность к формированию у учащихся универсальных учебных действий, готовность к созданию гуманной развивающей среды в образовательном процессе. Это с одной стороны. С другой – уровень исследовательской компетентности говорит о положительной тенденции вхождения специалистов нашего учреждения к новой профессиональной позиции в соответствии с требованиями ФГОС. Таким образом, повышение квалификации методистов в муниципалитете определяется вектором развития методической службы: переход методического учреждения в режим развития – это необходимость, принципиально меняющая ландшафт методической работы, и путь профессионального становления методиста, приобретение им нового статуса: специалиста-профессионала, способного формировать себя как человека образующего и самостоятельно руководящего своим собственным развитием.

Комментариев нет:

Отправить комментарий